К основному контенту

2001 год: Космическая Одиссея («2001: A Space Odyssey»)

При слове «одиссея» невольно вспоминаешь знаменитое произведение легендарного поэта Гомера, о приключениях древнегреческого героя, возвращающегося домой. Если попробовать разобраться в значении этого слова, то оно окажется примерно следующим: «жизнь, проведённая в странствиях». Пропуская через себя значение данного термина невольно начинаешь понимать, как хорошо название картины характеризует не только её жанр, но и некоторые из бесчисленных философских смыслов, сокрытых в ней Стэнли Кубриком.

Человек в действительности проводит всю свою жизнь в странствиях, он ищет ответы на свои бесконечные и нескончаемые вопросы, интересуется неизвестным, и по мнению режиссёра так было всегда, это мы видим и у древних австралопитеков, стоящих перед монолитом, и у современных людей, пытающихся исследовать и изучить его. 

Именно здесь и прослеживается сюрреализм Кубрика. С одной стороны, он восхваляет гений человеческой расы, чей поток фантазии и жажда исследований безграничны. Однако с безграничным гением у режиссёра соседствует технологический тупик, кризис развития, в ходе которого машина восстаёт против человека. Стоит отметить, что Кубрик одним из первых поднял вопрос о «восстании машин», и развил его катастрофические последствия до предела возможностей в рамках сюжета картины, и также, как и его последователи в этом направлении в будущем, режиссёр предостерегает людей от неотвратимых последствий.


Ключевым к пониманию множества смыслов картины представляется пролог фильма с ярким названием «Зарождение Человека». В течение более чем десяти минут режиссёр показывает нам жизнь одного из самых дальних наших предков, примитивную, но до боли знакомую. Пролог картины становится как бы зеркалом всех последующих действий, происходящих на экране, только теперь вместо обезьяноподобных предков человека, нам показывают людей современных. Здесь то режиссёр и начинает задавать свои бесчисленные вопросы относительно эволюции человеческой расы. Как далеко мы ушли с тех пор? Чего мы достигли? Что изменилось? И это далеко не весь перечень вопросов, поставленных Кубриком и Артуром Кларком в «Космической Одиссее». В действительности же люди не изменились даже спустя тысячи лет. Наши отношения усложнились, жизнь наполнилась правилами, но мы по-прежнему следуем за сильнейшими, соперничаем друг с другом, трепещем перед сильными врагами, и даже несмотря на современные технологии, мы всё также используем подручные средства для тех же самых целей: добыча еды, уничтожение врагов и исследование новых территорий.


Этим режиссёр показывает зрителю насколько ничтожно эволюционировал человек, и даже изобретения чего-то нового, те немногие скачки эволюции, которые совершил и совершит человек, Кубрик связывает с некой мистической, внеземной силой, с монолитом, который является явным символом Бога. Режиссёр на протяжение всего фильма стремится развить эту тему как можно шире, буквально задаваясь вопросом, а может ли человек стать Богом? В этом, правда, Кубрик более оптимистичен, на что весьма однозначно и намекает финал картины.

Весьма интересно противопоставление режиссёром нашей родной планеты в противовес огромному и бескрайнему космосу. Кубрик задаётся вопросом, если человек смог заселить и освоить целую планету, значит ли это, что, выйдя в открытый космос, он сможет исследовать и его? Этот вопрос, как и большинство других, режиссёр оставляет открытым, давая зрителям возможность поразмышлять над ним, и всё это в сопровождении восхитительной музыки Иоганна Штрауса, великолепных космических декораций и спецэффектов, которые в будущем станут эталоном в жанре фантастики.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Ла-Ла Ленд («La La Land»)

Вторая по счёту режиссёрская работа Дэмьена Шазелла , повествует нам прекрасную романтическую историю молодой пары по счастливой случайности, встретившей и полюбившей друг друга. Фильм показывает нам, как любовь влияет на нашу жизнь, стимулирует человека к действиям, которые приближают его к заветной мечте. Взаимное чувство любви, заставляет героев идти к своим мечтам семимильными шагами, ведь за своей спиной они чувствуют опору, поддержку, то, что и является стимулятором движения вперёд к своей мечте. Однако в то же время, режиссёр с помощью своей картины, говорит зрителю о том, что за всё в этой жизни нужно платить, чем-то жертвовать. Так и наши герои, ради осуществления мечты всей своей жизни, жертвуют своими отношениями. Отношениями сильными, искренними. Но стоила ли игра свеч? Этот вопрос оставляет открытым и сам режиссёр. Картина смотрится легко и изящно. Великолепная постановка танцев и песен, делает мюзикл особым, предаёт ему определённый шарм. При этом, не

Неоновый Демон («The Neon Demon»)

Таинственный, но в тоже время восхитительно красивый мир моды. Мир холоднокровный и безжалостный к тем, кто не готов идти на жертвы ради него. Именно таким этот мир рисует в своём фильме Николас Виндинг Рёфн . Сюжет картины вращается вокруг героини Эль Фаннинг – Джесси, молодой девушки, не имеющей никаких талантов, но обладающей прекрасной внешностью. Джесси, считает, что за неимением других достоинств, кроме внешности, она должна стать моделью, погрузится в этот, как уже было сказано, красивый, но жестокий мир. Но готова ли юная, ещё не достигшая совершеннолетия девушка идти на жертвы, меняться, ради успеха и всемирной славы? Ответ очевиден. Джесси морально не готова войти в мир моды, в котором от неё требуют быть такими же, как все в этой жесточайшей вселенной дизайнеров, фотографов, моделей и визажистов. Она не готова врать, не готова унижаться и подхалимничать. Джесси всё ещё невинное дитя, не понимающее, чего она действительно хочет от жизни. И именно в этот мом

Снежный город («Snowtown»)

Жестокость, насилие, издевательство.… Любое из перечисленных действий приводит к изменению личности человека, его внутреннего мира. Ещё страшнее, когда этому насилию и жестокости подвержены ещё не сформировавшиеся личности – дети, подростки. Повествую нам реальную историю, происходившую некогда в Австралии, Джастин Курзель показывает нам как насилие и жестокость способн ы изменить ещё неокрепшую психику подростка. 16-летний Джейме живёт со своей матерью и братьями в захолустном австралийском городке, вдали от мегаполисов. Джейме закомплексованный подросток, замкнутый в себе. Он – слабая ещё до конца не сформировавшаяся личность. Любое оказанное на него влияние способно изменить его внутренний мир. Познакомившись с новым мужчиной своей матери, Джейме начинает проводить всё больше времени, с этим, казалось бы, харизматичным, на первый взгляд даже заботливым и любящим человеком. Джон Бантингтон становится для Джейме настоящим отцом. Однако, под личино