К основному контенту

Ностальгия («Nostalghia»)

Одна из последних работ выдающегося, даже, пожалуй, легендарного Андрея Арсеньевича Тарковского. Каждая картина этого талантливейшего режиссёра, если не шедевр всего мирового кинематографа, то, по крайней мере, очень сильный, погружённый в самое жерло общечеловеческих и социальных проблем фильм. И «Ностальгия» не является исключением.
 
Главный герой картины писатель Андрей Горчаков, приехавший в Италию для написания биографии крепостного музыканта, жившего там в эмиграции. Вдали от родной земли Андрей чувствует тоску по своей стране, своим родным. В Италии он ощущает себя чужим и одиноким. Ещё вчера казавшиеся прекрасными фрески итальянских художников, сегодня уже совсем не интересуют писателя. Философы и поэты итальянского Ренессанса не встают для него в один ряд с такими выдающимися людьми как Пушкин или Толстой, а архитектура лишь нагнетает уныние. Ночами ему то и дело снится жена, а в мыслях представляются отечественные пейзажи. 

Попав в Италию, Андрей понимает, что всё то, что чувствовал, будучи в изоляции от своей родины, крепостной музыкант, чувствует он сам.
 
В то время как его знакомая Юджения никак не может понять своего русского друга, писателя не покидает тоска и уныние, он страдает от душевной болезни, как бы «ностальгирует» по родине. Однако тоска по родной земле, как вода в фильме, всё убывает и убывает, и уже вскоре, спустя определённое время и, убедившись в простых человеческих истинах, что люди и их проблемы везде одинаковы, Андрей понимает – дом там, где мы его создадим, на что весьма точно и намекает финальный кадр картины. 


Надо сказать, что «Ностальгия» Андрея Тарковского, это тот самый случай, когда название картины задаёт лишь одну тему для размышления из тысячи, поднятых в ней режиссёром.

В каждый кадр своего произведения, гений символизма вкладывает определённый смысл, будь то собака, символизирующая надежду героя на возможность сделать хоть что-то для достижения гармонии в этом мире. Или же толпа людей перед трибуной, напоминающая скорее манекенов, нежели живых людей, и созерцающих гибель не только одного «безумца», который подобно Савонароле вещает о пороках современного общества, но и всего мира.

Главный сюжет картины становится для режиссёра лишь поводом в очередной раз задуматься о смыслах человеческого существования и других бесчисленных философских проблемах, таких как любовь, отчаяние, вера. Тарковский, как и во всех своих других фильмах, ловко играет с различными аналогиями и символами, однако при этом его герои живые люди. У них есть прошлое, они погружены в реальную жизнь, мы можем представить их будущее. Наверняка каждый из нас увидел в ком-то из этих персонажей своих знакомых или даже себя.


Говоря о прекрасной режиссуре произведения, стоит отметить и весь съёмочный состав проекта, начиная от операторской работы Джузеппе Ланчи и заканчивая выдающейся ролью Олега Янковского, так хорошо вжившегося в роль Андрея Горчакова. Во многом это всё, конечно, и заслуга самого режиссёра, грамотно объяснившего то, чего он хочет от своих людей, однако и их вклад в эту картину нельзя недооценивать.

«Ностальгия» – это не просто фильм с глубоким смыслом, это целая кладовая ответов на жизненные вопросы, из которой каждый зритель вытащит лишь то, что посчитает нужным. В этом, наверное, и заключалась цель режиссёра картины, сделавшего свой фильм, для каждого взятого по отдельности человека, уникальным.

Комментарии

  1. Чем дольше живу,тем больше открытий делаю для себя,пересматривая этот ВЕЛИКИЙ ФИЛЬМ.Вот и позавчара ,посмотрев фильм,сделал для себя очередное открытие.На стене,внутри дома,висит плакат: "1+1=1" . Это математику духовного мира.Ибо сказал Господь И станут двое одной плотью.

    ОтветитьУдалить
  2. Произведение искусства переживает века не потому, что оно создано без идеологии или с ней.
    Сила искусства заключена в силе эмоций автора, который вкладывает эту силу в своё произведение. А эмоциональная сила автора часто зависит от силы Духа всего народа ( а этот Дух может создавать идеология).
    Стихи Пушкина лишены идеологии, но некоторые несомненно очень сильны. Ибо автор писал от души, а не на заказ. Тоже можно сказать и о фильмах Тарковского.

    ОтветитьУдалить
  3. Осмысление и понимание фильма происходит постепенно и со временем начинаешь осознавать, что посмотел очередной шедевр от Тарковского. Буквально каждый кадр навсегда остается в памяти

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Ла-Ла Ленд («La La Land»)

Вторая по счёту режиссёрская работа Дэмьена Шазелла , повествует нам прекрасную романтическую историю молодой пары по счастливой случайности, встретившей и полюбившей друг друга. Фильм показывает нам, как любовь влияет на нашу жизнь, стимулирует человека к действиям, которые приближают его к заветной мечте. Взаимное чувство любви, заставляет героев идти к своим мечтам семимильными шагами, ведь за своей спиной они чувствуют опору, поддержку, то, что и является стимулятором движения вперёд к своей мечте. Однако в то же время, режиссёр с помощью своей картины, говорит зрителю о том, что за всё в этой жизни нужно платить, чем-то жертвовать. Так и наши герои, ради осуществления мечты всей своей жизни, жертвуют своими отношениями. Отношениями сильными, искренними. Но стоила ли игра свеч? Этот вопрос оставляет открытым и сам режиссёр. Картина смотрится легко и изящно. Великолепная постановка танцев и песен, делает мюзикл особым, предаёт ему определённый шарм. При этом, не

Неоновый Демон («The Neon Demon»)

Таинственный, но в тоже время восхитительно красивый мир моды. Мир холоднокровный и безжалостный к тем, кто не готов идти на жертвы ради него. Именно таким этот мир рисует в своём фильме Николас Виндинг Рёфн . Сюжет картины вращается вокруг героини Эль Фаннинг – Джесси, молодой девушки, не имеющей никаких талантов, но обладающей прекрасной внешностью. Джесси, считает, что за неимением других достоинств, кроме внешности, она должна стать моделью, погрузится в этот, как уже было сказано, красивый, но жестокий мир. Но готова ли юная, ещё не достигшая совершеннолетия девушка идти на жертвы, меняться, ради успеха и всемирной славы? Ответ очевиден. Джесси морально не готова войти в мир моды, в котором от неё требуют быть такими же, как все в этой жесточайшей вселенной дизайнеров, фотографов, моделей и визажистов. Она не готова врать, не готова унижаться и подхалимничать. Джесси всё ещё невинное дитя, не понимающее, чего она действительно хочет от жизни. И именно в этот мом

Снежный город («Snowtown»)

Жестокость, насилие, издевательство.… Любое из перечисленных действий приводит к изменению личности человека, его внутреннего мира. Ещё страшнее, когда этому насилию и жестокости подвержены ещё не сформировавшиеся личности – дети, подростки. Повествую нам реальную историю, происходившую некогда в Австралии, Джастин Курзель показывает нам как насилие и жестокость способн ы изменить ещё неокрепшую психику подростка. 16-летний Джейме живёт со своей матерью и братьями в захолустном австралийском городке, вдали от мегаполисов. Джейме закомплексованный подросток, замкнутый в себе. Он – слабая ещё до конца не сформировавшаяся личность. Любое оказанное на него влияние способно изменить его внутренний мир. Познакомившись с новым мужчиной своей матери, Джейме начинает проводить всё больше времени, с этим, казалось бы, харизматичным, на первый взгляд даже заботливым и любящим человеком. Джон Бантингтон становится для Джейме настоящим отцом. Однако, под личино