«Андрей Рублёв» — это не просто фильм о знаменитом иконописце, это фильм о мученике, человеке, прошедшем через множество страданий во имя овладевшей им цели.
Интересно, что первоначальным названием фильма было «Страсти по Андрею», именно так его планировал назвать Тарковский. Название как нельзя лучше характеризовало истинный смысл картины. Мучения, страсти, боль и переживания великого творца, да и не только творца – всей Руси того времени. Жизненный путь Андрея, показанный в фильме, отражает всю тяжесть той эпохи, в которой он живёт, а великолепная операторская работа Вадима Юсова даёт возможность полностью погрузиться в атмосферу Древней Руси. В фильме нет лишних кадров, каждый из них несёт под собой свою смысловую нагрузку, этакий символизм типичный для фильмов Андрея Тарковского. Надо отметить, что всё это получилось только лишь благодаря своеобразному симбиозу оператора и режиссёра.
Впрочем, было бы неправильно не упомянуть и блистательную игру актёрского состава фильма, создававшего у зрителя ощущение реальности персонажей, которых они играют. В особенности это касается Анатолия Солоницина, Ивана Лапикова и Юрия Никулина, искусно выполненная работа которых, не давала возможности оторваться от экрана.
Очень интересным является и факт использования чёрно-белой плёнки для всех частей фильма. Исключение составляет только финал картины, отснятый в цвете и демонстрирующий нам наследие знаменитого творца. Этим приёмом режиссер хотел показать – из чего рождается красота, высшее искусство. Как из душевных страданий иконописца погружённых в серые, тяжёлые, наполненные насилием будни, появляется на свет нечто прекрасное и величественное.
Не лишним здесь будет упомянуть и цитату самого Тарковского, в которой он говорит, что «искусство существует только потому, что этот мир плохо устроен». Этими словами режиссёр хотел донести до нас то, что художники, как и любые другие творцы, работают и трудятся над своими трудами, дабы принести, хотя бы капельку красоты в этот несовершенный, наполненный серыми (как и картина режиссёра) красками мир. Искусство существует, потому что людям нужна надежда, вера. Вера в то, что не всё в этом мире окрашено в серый цвет. Надежда на то, что однажды всё в жизни, как и финал картины, разольётся цветными красками.
Надо сказать, что «Андрей Рублёв» — это, прежде всего фильм о вере. Каждая глава фильма представляется нам как очередное испытание, испытание веры. Веры не только самого Рублёва, но и всего русского народа, чья вера — несокрушима. Это выражается в последней главе фильма «Колокол», в финале которой завершается долгий обет молчания иконописца, нарушить который, ему помогла радость, любовь, а любовь и радость — это и есть вера.
Комментарии
Отправить комментарий